Предыдущая страница

Часть 1. Общие сведения о подшипниках качения

1.1 Общие сведения о конструкции подшипника

Подшипник: опора вала или оси, фиксирующая положение вращающейся или качающейся части механизма по отношению к другим его частям. По направлению воспринимаемых нагрузок подшипники разделяют на радиальные (для восприятия нагрузок, перпендикулярных к оси вала), упорные (для восприятия нагрузок, направленных по оси вала), а также радиально-упорные (для восприятия комбинированных, преимущественно радиальных нагрузок; реже применяют упорно-радиальные подшипники - преимущественно для восприятия осевых нагрузок). По виду трения различают подшипники качения (получили наибольшее распространение) и подшипники скольжения.

К основным деталям подшипника качения (рис.1) относятся внутреннее кольцо, наружное кольцо, тела качения, сепаратор и уплотнения. Иногда подшипники имеют дополнительные детали: например, направляющее кольцо используется только в некоторых сферических роликовых подшипниках.

Внутреннее кольцо

Внутреннее кольцо монтируется на валу машины и в большинстве случаев является вращающейся деталью. Отверстие подшипника может быть цилиндрическим или коническим. Дорожки качения, относительно которых вращаются тела качения, могут быть разной формы: сферические, цилиндрические или конические, что зависит от типа тел качения.

Наружное кольцо

Наружное кольцо монтируется в корпусе машины и в большинстве случаев не вращается. Дорожки качения могут быть разной формы: сферические, цилиндрические или конические, что зависит от типа тел качения.

Тела качения

В зависимости от используемых тел качения подшипники качения делятся на шарикоподшипники и роликоподшипники. Шарики в шарикоподшипниках передают нагрузку на очень маленькой поверхности вследствие точечного контакта с дорожкой качения. Поэтому грузоподъемность шарикоподшипников ниже по сравнению с роликовыми подшипниками, в которых ролики передают нагрузку посредством линейчатого контакта с дорожками качения.

Сепаратор

Сепаратор разделяет тела качения, препятствуя контакту между ними во время эксплуатации, который мог бы явиться причиной ухудшения условий смазывания. Во многих типах подшипников сепаратор обеспечивает удерживание деталей подшипника вместе.

Уплотнение

Для долговечной и надежной работы подшипника уплотнения очень важны. Они защищают подшипник от загрязнений. Все более востребованными становятся подшипники со встроенными уплотнениями.

К оглавлению

Следующая страница

1.2 Условные обозначение подшипников

Условные обозначение подшипника наносят на торцы колец клеймением, травлением или электроискровым способом. На наружной поверхности наружного кольца — электрохимическим травлением.

Условное обозначение на кольцах не наносят в ряде случаев для миниатюрных и прецизионных подшипников. Их записывают в сопроводительной документации и на упаковке.

Условное обозначение подшипников качения состоит из основного условного обозначения и дополнительных знаков.

Основное условное обозначение характеризует основное исполнение подшипника:

  • c кольцами и телами качения из подшипниковой стали ШХ15;
  • класса точности 0 по ГОСТ 520;
  • с сепаратором, установленным для основного конструктивного исполнения согласно отраслевой документации.

Порядок расположения знаков основного условного обозначения соответствует одной из следующих схем:

подшипники с внутренним диаметром до 10 мм, исключая подшип ники с внутренним диаметром 0,6; 1,5; 2,5 мм — в соответствии со схемой 1;

подшипники с внутренним диаметром от 10 мм и более, исключая подшипники с внутренним диаметром 22; 28; 32; 500 мм и более — в соответствии со схемой 2

Следующая страница